Как все начиналось, и зачем все так сложно...
Рассказывает Мария Куделина, врач, специалист по лечебной физкультуре, консультант по грудному вскармливанию и использованию слингов
Для начала нужно немного рассказать о моих замечательных родителях, благодаря которым была создана программа. Мне посчастливилось родиться в этой семье и испытать на себе и своих детях эффективность этой программы. Началось все более 15 лет назад.

Мои родители были тогда еще просто врачами, мама (Коваленко Татьяна Владиславовна) — невропатологом, папа (Коваленко Вячеслав Семенович) — терапевтом, фармакологом. Они были влюблены в свою специальность и постоянно искали новые эффективные методы лечения и профилактики различных заболеваний. Познакомились с авторами уникальных оздоровительных программ и технологий, потрясающими специалистами в различных областях науки.

Вначале различные лечебно-профилактические технологии применялись только в нашей семье и в кругу их пациентов. Затем к ним обратились за помощью в разработке оздоровительной программы для детей в детских дошкольных учреждениях. Родителей и педагогов волновало, что дети в садах болеют много и часто.

Оздоровительных технологий в то время существовало немало, но не было единой системы оценки их эффективности. Поэтому вначале была разработана методика экспресс-оценки здоровья ребенка, включающая в себя оценку не только физического, но и психологического здоровья. Из множества параметров были отобраны наиболее информативные, создана компьютерная программа оценки эффективности оздоровительных мероприятий. Так началось создание экологической оздоровительной программы, которая была названа «К здоровой семье через детский сад». К программе подключились многие сады Петербурга и Ленобласти, а в дальнейшем и других городов России. Для совместной работы над программой были приглашены авторы различных оздоровительных программ и технологий, специалисты различных областей медицины, педагогики, психологии. В результате в авторский коллектив вошли ведущие специалисты 42 кафедр ВУЗов России.

Далее началась разработка пренатального компонента программы, то есть оздоровление беременных женщин и их будущих младенцев. Логичным стало включение в программу занятий с беременными женщинами. Занятия с ними проводились на базе женской консультации (где собственно и набирались группы) и детского сада, работающего по программе «К здоровой семье через детский сад». Основные компоненты программы были дополнены в соответствии с потребностями организма беременной женщины. Например, немного изменились и дополнились комплексы Остеопатической и Адаптационной гимнастики для беременных. В доработке принимали участие специалисты в области классического акушерства, остеопатии, а также акушерки, практикующие естественные роды. В отдельном разделе подготовки к совместным родам были добавлены основные варианты родовых поз и дыхания в родах, а также обезболивающий массаж, проводимый помощником в родах.

Благодаря специалистам английской школы остеопатии разработан особый вид диафрагмального дыхания: остеопатическое диафрагмальное дыхание. Оно восстанавливает естественный природный механизм дыхания у беременной женщины. Применение этого вида дыхания в родах позволяет обезболить схватки, избежать гипоксии у новорожденного, ускорить раскрытие шейки матки и при необходимости стимулировать родовую деятельность.
Многие родители обращались к нашей программе уже после родов. Возникла потребность в реабилитационной оздоровительной программе для новорожденных, которую родители начинали бы выполнять с малышом с первых дней его жизни.

Совместно со специалистами этнографического коллектива «Домострой» и специалистами петербургской школы детского массажа, а также английской школы остеопатии, был разработан комплекс «Пестования младенцев от 0 до 1,5 лет». Этот комплекс включает в себя остеопатический материнский массаж и вестибулярную гимнастику с традиционными народными пестушками потешками, этнографические хороводы и игры с ребенком на руках и в слинге, аутентичные (то есть подлинные, передающиеся из поколения в поколение) народные колыбельные и основные моменты развивающего ухода за новорожденным.

Большое влияние на младенческую программу оказало знакомство с работами выдающихся американских авторов Уильяма и Марты Сирсов, Глена Домана и результаты работы Института развития мозга, и многих других отечественных и зарубежных авторов.

После родов мамы с детками продолжают заниматься в младенческих группах. Педагоги-энтузиасты внедрили оздоровительную программу и подготовку будущих родителей к рождению и воспитанию детей в некоторых школах. Благодаря работе педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений были разработаны программы по восстановлению семейного воспитания: «Маленькие няни в детском саду», «Вместе с мамой на уроке физкультуре», «Круг светлых дней», включающий в себя подготовку и проведение основных традиционных семейных праздников. Благодаря ним улучшаются отношения и взаимопонимания в семьях, где родители не посещали занятия для беременных и мам с младенцами.

Я принимала участие в разработке практических комплексов нашей программы («остеопатическая и адаптационная гимнастики»; комплекс «Пестование младенцев от 0 до 1,5 лет»), а также в создании методических материалов по программе («Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка», «Подготовка к естественным родам», «Развивающий уход за младенцем»).

Работа была проделана немалая, много специалистов в различных областях дополняли и развивали программу, множество неравнодушных людей, используя эти методики, родили и вырастили здоровых детей. Вы тоже можете убедиться в их эффективности.

Присоединяйтесь!