Программа и методические рекомендации, несомненно, являются результатом глубоких теоретических исследований в области проблем организации различных форм оздоровительной деятельности с детьми пренатального и раннего возраста, дошкольного и школьного возраста.
Актуальность интеграции медицинских технологий в педагогическую практику обусловлена такими важнейшими факторами, как высокая частота заболеваемости детей дошкольного возраста в силу иммунных, возрастных особенностей, под отрицательным влиянием экологической обстановки, социальной и экономической нестабильности, социального расслоения общества.
Ориентация программы на проблемы организации оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях обусловлена тем, что именно этот возраст является базой для закладки всего здоровья, возможность проведения преемственности программы с пренатальной профилактикой, программой оздоровления в школе. Программа является результатом глубокого анализа имеющихся и широко используемых теоретических и практических концептуальных подходов, освещенных в литературе, исследовательской практике, сочетаний инновационных приемов оздоровления и традиций оздоровительной деятельности.
Несомненно, достоинством программы является оригинальное сочетание медицинских и педагогических технологий. Предлагаемый гомеопатический экологический комплекс способен сочетаться с любыми другими профилактическими формами (фитопрофилактика, вита-минопрофилактика) не заменяя, но существенно потенцируя их действие. Комплекс является препаратом выбора для детей с аллергопатологией, множественной сопутствующей патологией, так как обладает комплиментарностью, фармакологической безвредностью, прост в применении.
Предлагаемые же комплексы адаптационной и остеопатической гимнастики доступны к применению педагогами, имеют клинически обоснованные позитивные результаты. В основе программы и методических рекомендаций лежат фундаментальные исследования в области экологии, традиционной медицины, гомеопатии, остеопатии, педагогики.
К участию в подготовке программы были приглашены ведущие специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, использован международный опыт. Оригинальным, на мой взгляд, является позиция авторов программы к реальной ситуации в оздоровительной работе: анализ, преломление через призму личного высоко профессионального опыта, взгляд на развитие ключевых позиций и перспектив имеющихся источников, возможность модифицировать и совершенствовать программу и рекомендации как динамическую систему интегрированного знания.
На фоне проведенной работы по систематизации и обобщению, хочется отметить авторский подход к решению проблемы, поиск и реализацию авторских идей в виде новых методических приемов, трактовку заданий, планов реализации программы системы оценки результатов программы и исходного уровня и качества здоровья. Широко используются приемы компьютерной системы обработки полученных результатов, сравнительный анализ. Анализ эффективности программы позволяет оценить динамику показателей не только каждого участника, но и показателей учреждения в целом.
Хочется отметить такой раздел программы, как работа с беременными и детьми раннего возраста, как, несомненно, приоритетное направление оздоровительной деятельности в рамках преемственности «семья — ДОУ — семья». Важным в программе является ориентация ее на формирование у ребенка системы духовных ценностей, уважение исторических, культурных национальных традиций, нравственное воспитание.
Программа, несомненно, является перспективной, так как отражает возможность последующей реализации и по различным коррекционным направлениям, интеграции с различными образовательными программами, предоставляет возможность ее реализации в различных видах ДОУ в сочетании с приоритетными направлениями. Программа может быть рекомендована для использования в работе с детьми и является базовой для дальнейших научно-технических разработок.
Врач-детский невролог
врач-психотерапевт
врач-мануальный терапевт
врач-рефлексотерапевт
кандидат педагогических наук
член Санкт-Петербургского отделения союза ученых РАН
Лисина Е. А.