Эрман Л.В., доктор медицинских наук, профессор, главный педиатр Санкт-Петербурга.

Парциальная экологическая программа «К здоровой семье через детский сад» Северо-западного регионального центра международной профилактической программы ВОЗ CINDI (медународной программы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний) является комплексной медико-педагогической программой оздоровления детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) СПб. Программа проводится в рамках международного протокола программ CINDI—ВОЗ «Здоровые дети в здоровой семье».

Особенностью программы является создание коалиции заинтересованных в здоровье детей партнеров для достижения главной цели программы: улучшение здоровья родителей и детей через образовательные медико-педагогические программы для населения, совместными усилиями обеспечения воспитания здоровья детей в здоровых семьях на различных этапах их жизни.

Мотивация родителей на поддержку усилий медико-педагогического состава ДОУ активизируется через совместную со специалистами ДОУ преморбитную диагностику функциональных резервов организма детей. Это позволяет реализовать работу центров обучения родителей основам медико-педагогических знаний в ДОУ.

Занятия проводят специалисты ДОУ, прошедшие повышение квалификации в области профилактической медицины в СПбМАПО с использованием обучающей видеопрограммы «Воспитание здорового ребенка», созданной при поддержке института «Открытое общество». В помощь педагогам и медикам ДОУ ранее были изданы и согласованы с Комитетом по образованию и здравоохранению Администрации СПб «Методические рекомендации к созданию экологической оздоровительной программы для детей».

Программа общественной поддержки оздоровления детей является необходимой особенно в настоящее время экономического, социального и экологического кризиса. Комплексность подхода к оздоровлению детей и участие в ней мультидисциплинарного состава специалистов делает программу «К здоровой семье через детский сад» перспективной программой, дополняющей основные медико-педагогические программы ДОУ Санкт-Петербурга.

Парциальная экологическая оздоровительная программа для детей «К здоровой семье через детский сад» Северо-западного регионального центра международной профилактической программы CINDI (Международной программы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний) может быть рекомендована для широкого внедрения в детские образовательные учреждения Санкт-Петербурга.

Главный педиатр Санкт-Петербурга, Заслуженный врач РФ, 

доктор медицинских наук, профессор, 

заведующий кафедрой поликлинической педиатрии с курсом эндокринологии СПбГПМА

Эрман Л.В.


Карпова Л.С., кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ «Гриппа» РАМН РФ

В течение последних четырех лет научные сотрудники нашего института ведут наблюдения за состоянием здоровья беременных женщин и развитием младенцев в рамках оздоровительной экологической программы (пренатальный раздел и ранее развитие младенца до 3-х лет), которая проводится на базе женской консультации №22 и ясли-сад №111 Выборгского района.

За время наблюдения оздоровительный курс закончили 150 женщин с младенцами. Нами проводилось сопоставление клинико-лабораторных данных контрольных и оздоровительных групп участников программы.

Главным эффектом проводимых мероприятий явилось:

  1. Повышение уровня физического здоровья у 85% беременных женщин оздоровительных групп (увеличение статокинетической устойчивости и жизненной емкости легких). В контрольной группе наблюдалось ухудшение этих показателей к концу беременности;

  2. Снижение в оздоровительной группе в 2 раза осложнений в родах по сравнению с контрольной;

  3. Повышение уровня физического развития новорожденных (в оздоровительной группе рождалось в 4 раза меньше детей с низким уровнем жизнеспособности по шкале АПГАР);

  4. Результаты научных исследований доложены на международных конференциях: «Грипп XXI век» (1997), «Борьба с инфекцией и здоровье человека» (1997), «Традиционные методы лечения — основные направления и перспективы развития» (1998), 8-й национальный конгресс по болезням органов дыхания (1998).

Считаю совершенно оправданным выбор пренатальной экологической оздоровительной программы как основы программы обучения молодежи «Школа родителей». Программа научно обоснована, эффективна и доступна всем слоям населения России.

Ведущий научный сотрудник НИИ «Гриппа» РАМН РФ,

кандидат медицинских наук,

Карпова Л.С


Севастьянова Л.Д., районный педиатр

Динамика основных демографических показателей за последние пять лет имеет тревожную тенденцию; отмечается значительное снижение рождаемости с 3500 детей в 1997 году до 1300 детей в 1998 году. На фоне снижения рождаемости увеличилась заболеваемость новорожденных детей, рост заболеваемости энцефалопатией, маловесных детей с внутриутробной инфекцией, заболеваемость детей первого года жизни. Рождаемость детей с отягощенным анамнезом, той или иной патологией, неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы способствуют формированию хронической патологии.

Каждый 4—5 ребенок, посещающий ДОУ и школы имеет клинику хронического заболевания.Материально-техническая база ДОУ, подготовленные высококвалифицированные кадры, понимание проблемы позволяют проводить комплексное систематическое оздоровление детей.

Представленная программа «К здоровой семье через детский сад» составлена в соответствии с нормативными документами и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. В каждом разделе дана подробная информация по разработанной теме. Работа по данной программе позволяет проводить объективный мониторинг состояния здоровья детей в ДОУ с разработкой индивидуальных методов оздоровления.

Комплексный подход к оздоровлению детей в рамках программы включает в себя и профилактическую образовательную работу с родителями, с коллективами сотрудников ДОУ. Формирует и нацеливает родителей на правильное понимание здорового образа жизни. Данная программа имеет высокую оценку среди медицинских работников города.

Районный педиатр отдела здравоохранения

территориального управления Василеостровского административного района

Л.Д. Севастьянова



ГАЙДУКОВ С.Н., профессор, докт. мед. наук, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии СПбГПМА

Учебная программа цикла обучения «Школа родителей» оздоровительной программы «К здоровой семье через детский сад» (для беременных женщин и супружеских пар, ожидающих ребенка) используется специалистами женских консультаций и педагогами детских образовательных учреждений для обучения беременных женщин и их супругов в «Школах родителей» в течение последних восьми лет.

Учебная программа и план рассчитаны на 72 учебных часа и предполагает очно-заочную форму обучения. Учебный план полностью соответствует тематике учебной программы и содержанию занятий. Очное обучение осуществляется в виде семинаров-консультаций по программе и практических занятий. Весь теоретический учебно-методический материал изучается слушателями заочно, используя «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка», рекомендованного представителем МЗ РФ в СевероCЗападном федеральном округе отделом по координации взаимодействия по вопросам здравоохранения в СЗФО.

Консультации по материалу занятий осуществляет преподаватель (врач, педагог, психолог). Практические занятия в «Школе родителей» проводятся на базе женской консультации и детского образовательного учреждения по 3 часа 2 раза в неделю в течение 3 месяцев.

Будущие родители выполняют комплекс адаптационной и остеопатической гимнастики для беременных женщин с использованием техники диафрагмального дыхания. Эти гимнастические комплексы улучшают состояние позвоночника, способствуя сохранению правильной формы его изгибов и снижая нагрузку на межпозвоночные диски; уменьшают нагрузку на поперечные и продольные связки стопы, осуществляя профилактику физиологического плоскостопия беременных.

Результатом обучения явилось снижение в 2 раза осложнений в родах, уменьшение доли новорожденных с низкой оценкой по шкале Апгар в 4 раза. Заболеваемость ОРВИ у детей 1 года жизни, матери которых прошли курс оздоровления в «Школах родителей», была в 2 раза ниже среднегородских показателей.

Программа курса обучения будущих родителей и «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка» являются результатом глубоких теоретических и клинических исследований мультидисциплинарного коллектива авторов — специалистов кафедр ведущих медицинских и педагогических вузов страны и хорошо адаптирована для обучения беременных женщин и их супругов. Раздел программы и учебный план занятий по подготовке супружеских пар к родам полностью соответствует требованиям, предъявляемым к стандартным программам по подготовке беременных женщин к родам в системе практического здравоохранения и может быть рекомендован для широкого внедрения.

Учебная программа и план для обучения беременных женщин и семейных пар «Школа родителей» оздоровительной программы «К здоровой семье через детский сад», «Руководство по подготовке к рождению и воспитанию здорового ребенка» могут быть рекомендованы для обучения беременных женщин и семейных пар в «Школах родителей» на базе детских садов, женских консультаций и детских поликлиник.

Заведующий кафедрой акушерства и гинекологии СПбГПМА,

докт. мед. наук, профессор

С. Н. ГАЙДУКОВ




Шеховцова Л.Ф. , профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии СПбАППО

Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад», утвержденная Комитетом по образованию администрации Санкт-Петербурга № 391-У-Д от 16.03.2000 г., применяется для оздоровления дошкольников в детских образовательных учреждениях.

Основной ее частью является активное включение родителей в процесс самооздоровления и воспитания здорового ребенка. Для обучения родителей основам медико-психолого-педагогических зна ний разработана учебная программа цикла обучения «Школа родителей» на 72 учебных часа в форме очно-заочного образования с использованием «Руководст ва по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка».

Учебная программа цикла обучения «Школа родителей» оздоровительной программы «К здоровой семье через детский сад» для беременных женщин и супружеских пар, ожидающих ребенка, и родителей детей от 1 до 18 лет преподается специалистами женских консультаций и педагогами в течение последних восьми лет. Учебный план полностью соответствует тематике учебной программы и содержанию 10 занятий для родителей по методике воспитания здорового ребенка от 0 до 18 лет.

Программа, разработанная авторами, отвечает современным научным требованиям и теоретическим построениям, так как принадлежит к психосоматическому направлению. Понимание авторами глубокого единства соматического, психического и духовного позволило им не останавливаться на программе физического оздоровления семьи, а предложить хорошо продуманную и обоснованную систему развития потребностей ребенка в гармонии и красоте его внешнего и внутреннего мира.

Учебная программа цикла обучения «Школа родителей», учебный план и «Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка», безусловно, заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована к широкому внедрению в практику обучения родителей в детских образовательных, медицинских и других учреждениях Санкт-Петербурга.

Профессор кафедры психологии СПбАППО,

доктор психологических наук, профессор

Л. Ф. Шеховцова





Суслова Г.А. , профессор, доктор мед. наук, заведующая кафедрой реабилитологии ФПК и ПП СПбГПМА

Программа «К здоровой семье через детский сад» создана большим коллективом ведущих специалистов СанктCПетербурга в области оздоровления и воспитания детей в рамках программы ВОЗ «CINDI-Children», основным девизом которой является: «Здоровый ребенок в здоровой семье». Приоритетным направлением программы является обучение родителей основам медико-педагогических знаний. Наиболее благоприятным временем для этого является декретный отпуск будущей матери.

Учебная программа и план для обучения беременных женщин и семейных пар «Школа родителей» рассчитана на 72 учебных часа и включает в себя тематику практических занятий по оздоровлению беременных женщин, пренатального оздоровления ребенка, и медико-педагогические подходы к воспитанию и оздоровлению ребенка от 0 до 18 лет. Учебный план полностью соответствует тематике учебной программы и содержанию занятий. Беременные мамы готовятся не только к ближайшей цели— родам, но и к длительному процессу реализации профессионального родительства.

Теоретические знания по данной программе изложены в «Руководстве по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка», рекомендованного представителем МЗ РФ в СевероCЗападном федеральном округе отделом по координации взаимодействия по вопросам здравоохранения в СЗФО, доступно, профессионально и эмоционально.

Блок лечебной физкультуры в занятиях представлен в виде адаптационной и остеопатической гимнастики для беременных. Обучение материнскому массажу сочетается с методиками этнопедагогического сопровождения. Треть учебного времени отводится на демонстрацию учебных видеофильмов и консультации специалистами учащихся в рамках программированного контроля.

Физическая нагрузка адекватна состоянию беременных женщин в условиях психологического комфорта. Особенностью программы является большой блок практических навыков по уходу за новорожденным, пестованию младенцев и новейшие технологии реабилитации детей на доврачебном уровне. Эти технологии разработаны специалистами по педиатрии, детской ортопедии и травматологии, лечебной физкультуре, остеопатии, массажу и гомеопатии. Высокая эффективность и безопасность этих реабилитационных технологий доказана длительными клиническими наблюдениями специалистов по экологической эпидемиологии НИИ гриппа РАМН, как независимыми экспертами предложенной программы.

Особенно эффективна программа профилактики и реабилитации детей, имеющих различную патологию нервной системы. Доля детей в возрасте 1 год, состоящих на учете у невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия была в 10 раз меньше, чем в среднем по городу. В 2 раза реже они страдали экссудативным диатезом и острыми респираторными заболеваниями.

Учебная программа и план для обучения беременных женщин и семейных пар «Школа родителей» оздоровительной программы «К здоровой семье через детский сад», «Руководство по подготовке к рождению и воспитанию здорового ребенка» могут быть рекомендованы для обучения беременных женщин и семейных пар в «Школах родителей» на базе детских садов, женских консультаций и детских поликлиник.

Заведующая кафедрой реабилитологии ФПК и ПП СПбГПМА,

докт. мед. наук, профессор

Г. А. Суслова




ПОХИС К. А., профессор, доктор медицинских наук, зксперт европейского бюро ВОЗ

Перед вами уникальная практическая программа 10 занятий по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка. Курс обучения включает в себя подготовку к здоровой беременности, естественным родам, воспитанию и оздоровлению детей от 0 до 18 лет в семье.

Многолетний опыт обучения беременных женщин в Санкт-Петербурге по этой программе дал поразительные результаты: в 2 раза снизилась частота осложнений в родах; в 4 раза меньше детей родилось с низкой оценкой по шкале Апгар; в 2 раза ниже была их заболеваемость повторными острыми респираторными заболеваниями и экссудативным диатезом до 1 года и в 10 раз меньше было детей с перинатальной энцефалопатией, находящихся на диспансерном учете у невропатолога в возрасте 1 года, чем в среднем по городу.

Это стало возможным благодаря уникальным оздоровительным методикам, разработанным ведущими специалистами в области медицины, педагогики, психологии, и новому поколению родителей профессионалов. Эти родители понимают свое родительство как науку, творчество и искусство, требующее профессиональной подготовки. Только родители профессионалы сегодня могут родить и воспитать ребенка здорового духовно, душевно и телесно.

Всем, кто хочет вырастить таких детей, которые не будут подвержены наркомании, курению, пьянству, сквернословию и прочим болезням современного общества, — посвящена эта книга. Возможно она станет семейной реликвией, которую будут передавать бабушки своим дочкам, а дочки — внучкам, чтобы род не прервался, чтобы сохранились здоровые дети России.

Эксперт европейского бюро ВОЗ,

профессор, доктор медицинских наук,

ПОХИС К. А.




Оганов Р.Г., доктор мед. наук, профессор, академик РАМН, президент Всероссийского научного общества кардиологов

Программа Медицинской ассоциации Санкт-Петербурга «К здоровой семье через детский сад» является расширением опыта экологической оздоровительной программы для детей (ЭОПД) на семьи, дети которых посещают детские дошкольные учреждения. ЭОПД создана большим мультидисциплинным коллективом авторов, ведущих специалистов в области медицины и педагогики, научных и образовательных учреждений России.

ЭОПД принята как базовая детская оздоровительная программа Регионального северо-западного центра Международной профилактической программы CINDI и отвечает всем требованиям, предъявляемым Всемирной организацией здравоохранения к детской оздоровительной программе.

Включает в себя оценку эффективности программы и комплиментарные мероприятия: диету, закаливание, физическое воспитание, стоматологическую профилактику, обеспечение экологической безопасности, повышение неспецифической резистентности, вакцинопрофилактику, нормализацию психологического климата, консультирование ребенка, родителей, персонала.

Последний раздел программы признан сегодня в мире самым эффективным подходом к оздоровлению детей, именно на нем и сконцентрировала усилия Медицинская ассоциация Санкт-Петербурга. Создающаяся коалиция партнеров — путь к здоровой России. Родители — главные партнеры детских дошкольных учреждений города. Безусловно, необходимы центры обучения родителей методам воспитания здорового ребенка. Предложен конкурс «Лучший центр обучения родителей основам медико-педагогических знаний». Он рассчитан на пробуждение интереса руководителей детских образовательных учреждений к профессиональной работе с родителями. Из всех звеньев системы образования именно детский сад сегодня реально занимается оздоровлением детей и может продемонстрировать родителям особенности воспитания и оздоровления ребенка любой возрастной группы.

Родители — профессионалы создают новое поколение здоровой России. Считаю необходимым поддержать инициативу Медицинской ассоциации Санкт-Петербурга программу «К здоровой семье через детский сад» как жизнеспособную программу оздоровления главной ячейки общества — семьи России, как научно-обоснованную программу, доступную всем слоям населения.

Директор программы CINDI в России
доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, 
заслуженный деятель науки Российской Федерации,
лауреат Государственной премии РСФСР в области киноискусства (за цикл документальных фильмов о кардиологии), 
лауреат премии правительства Российской Федерации по науке и технике, лауреат премии «Профессия - жизнь»,
Президент Всероссийского научного общества кардиологов,
член Европейского общества кардиологов (с 1991 г.) и Американского колледжа кардиологов (с 2011 г.).
Оганов Р.Г.



Лисина Е.А., кандидат педагогических наук, детский психолог, член союза ученых РАН

Программа и методические рекомендации, несомненно, являются результатом глубоких теоретических исследований в области проблем организации различных форм оздоровительной деятельности с детьми пренатального и раннего возраста, дошкольного и школьного возраста.

Актуальность интеграции медицинских технологий в педагогическую практику обусловлена такими важнейшими факторами, как высокая частота заболеваемости детей дошкольного возраста в силу иммунных, возрастных особенностей, под отрицательным влиянием экологической обстановки, социальной и экономической нестабильности, социального расслоения общества.

Ориентация программы на проблемы организации оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях обусловлена тем, что именно этот возраст является базой для закладки всего здоровья, возможность проведения преемственности программы с пренатальной профилактикой, программой оздоровления в школе. Программа является результатом глубокого анализа имеющихся и широко используемых теоретических и практических концептуальных подходов, освещенных в литературе, исследовательской практике, сочетаний инновационных приемов оздоровления и традиций оздоровительной деятельности.

Несомненно, достоинством программы является оригинальное сочетание медицинских и педагогических технологий. Предлагаемый гомеопатический экологический комплекс способен сочетаться с любыми другими профилактическими формами (фитопрофилактика, вита-минопрофилактика) не заменяя, но существенно потенцируя их действие. Комплекс является препаратом выбора для детей с аллергопатологией, множественной сопутствующей патологией, так как обладает комплиментарностью, фармакологической безвредностью, прост в применении.

Предлагаемые же комплексы адаптационной и остеопатической гимнастики доступны к применению педагогами, имеют клинически обоснованные позитивные результаты. В основе программы и методических рекомендаций лежат фундаментальные исследования в области экологии, традиционной медицины, гомеопатии, остеопатии, педагогики.

К участию в подготовке программы были приглашены ведущие специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, использован международный опыт. Оригинальным, на мой взгляд, является позиция авторов программы к реальной ситуации в оздоровительной работе: анализ, преломление через призму личного высоко профессионального опыта, взгляд на развитие ключевых позиций и перспектив имеющихся источников, возможность модифицировать и совершенствовать программу и рекомендации как динамическую систему интегрированного знания.

На фоне проведенной работы по систематизации и обобщению, хочется отметить авторский подход к решению проблемы, поиск и реализацию авторских идей в виде новых методических приемов, трактовку заданий, планов реализации программы системы оценки результатов программы и исходного уровня и качества здоровья. Широко используются приемы компьютерной системы обработки полученных результатов, сравнительный анализ. Анализ эффективности программы позволяет оценить динамику показателей не только каждого участника, но и показателей учреждения в целом.

Хочется отметить такой раздел программы, как работа с беременными и детьми раннего возраста, как, несомненно, приоритетное направление оздоровительной деятельности в рамках преемственности «семья — ДОУ — семья». Важным в программе является ориентация ее на формирование у ребенка системы духовных ценностей, уважение исторических, культурных национальных традиций, нравственное воспитание.

Программа, несомненно, является перспективной, так как отражает возможность последующей реализации и по различным коррекционным направлениям, интеграции с различными образовательными программами, предоставляет возможность ее реализации в различных видах ДОУ в сочетании с приоритетными направлениями. Программа может быть рекомендована для использования в работе с детьми и является базовой для дальнейших научно-технических разработок.

Врач-детский невролог 
врач-психотерапевт 
врач-мануальный терапевт 
врач-рефлексотерапевт 
кандидат педагогических наук 
член Санкт-Петербургского отделения союза ученых РАН
Лисина Е. А.




Комков А.Г., доктор педаг. наук, профессор, заместитель директора СПбНИИФК

В детской оздоровительной экологической программе СПбМАПО CINDI-ВОЗ «К здоровой семье через детский сад» раздел физического воспитания представлен системой оценки физического здоровья ребенка и системой мероприятий и профилактических технологий. Особенностью его является нацеленность на повышение функциональных резервов организма ребенка и обеспечение безопасности физических тренировок.

В основу медико-педагогического контроля положена система тестов, разработанная сектором социально-педагогических проблем оздоровительной физической культуры СПб НИИ физкультуры, критерии приложения №6 приказа МЗ РФ и госкомитета РФ по физической культуре и туризму №292/357 от 19.07.96 года и врачебно-физкультурного диспансера).

В результате многофакторного статистического анализа с исключением показателей дублирующих друг друга по динамике процессов, разработана экспресс-оценка функциональных резервов организма ребенка, дополняющая стандартную медицинскую и педагогическую диагностику ДОУ.

Использование данной экспресс-оценки позволяет объективно оценить эффективность оздоровительной работы ДОУ в условиях любых образовательных программ и обеспечить адекватный выбор эффективных профилактических технологий руководителями ДОУ.

Это обеспечивает поддержку усилий специалистов по оздоровлению детей со стороны родителей и является важнейшим фактором, повышающим результативность оздоровительных программ. Считаю, что данная оздоровительная программа отвечает всем международным стандартам, предъявляемым к оздоровительным экологическим программам для детей и может быть рекомендована для широкого внедрения в детских образовательных учреждениях.

С 2004 по 2010 год Заместитель директора СПбНИИФК, 
доктор педагогических наук, профессор, 
Комков А.Г.




Карпович В.В., заведующая ДОУ №111 Выборгского района

В законе РФ об образовании говориться, «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка во младенческом возрасте» (ст. 18 п. 1). Именно в помощь семье по созданию условий воспитания детей раннего и дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, и было создано содружество педагогов, медиков, работающее по программе «К здоровой семье через детский сад» в ДОУ №111 Выборгского района с 1995 года.

В детском саду с будущими родителями ведут работу педагоги: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед и медики: врач и медсестра. Ребенок задолго до своего рождения воспринимает музыку, которую слушает мать (репертуар рекомендован программой с учетом благотворного влияния его на беременную женщину).

Для рождения здорового малыша необходим достаточно высокий уровень подвижности матери, инструктор по физическому воспитанию занимается с беременными женщинами, учит их танцевать. Логопед готовит будущих мам к первым занятиям по развитию речи, которые они будут самостоятельно проводить с младенцами. В результате этих занятий будущие родители ответственно относятся к воспитанию своих малышей. В этом им помогают педагоги и медики ДОУ.

Мамы, прошедшие цикл занятий по программе «К здоровой семье через детский сад» вооружены знаниями по возрастной психологии и в дальнейшем становятся настоящими сотрудниками воспитателей. После рождения малышей, теперь уже состоявшиеся мамы, вновь приходят в детский сад. Инструктор по физическому воспитанию учит младенцев плавать в специально оборудованном бассейне, педагог (прошедший повышение квалификации в Институте раннего вмешательства) под руководством автора многих программ раннего развития Терешонок Г. А проводит занятия с младенцами.

Музыкальный руководитель организует праздники, на которые собираются и мамы с младенцами, и будущие родители. Все дети наблюдаются участковыми педиатрами. Оздоровительные мероприятия в рамках экологической оздоровительной программы до поступления детей в детский сад проводят родители в домашних условиях. А с момента поступления их в детский сад эти мероприятия организуются в группе. Родители горячо поддерживают такую преемственность семьи и детского сада.

Анализ результатов оздоровительной работы с помощью компьютерной обработки данных учреждение проводит в течение трех лет. По итогам 1997—1998 года ГВФД объявил коллективу ДОУ благодарность. Таким образом, наличие творческого, педагогического и медицинского коллектива, программы многолетнего оздоровления детей совместно с ЖК №22, СПб МАПО, Медицинской ассоциации СПб, УПМ, и результатов профилактической работы с детьми до 7-летнего возраста позволяет использовать базу нашего учреждения как экспериментальную площадку для разработки новой модели ДОУ с включением пренатального периода и раннего детского возраста (от 0 до 3-х лет) для достижения наилучших результатов гармоничного развития здорового ребенка.

Заведующая ДОУ №111 Выборгского района Санкт-Петербурга, 
Карпович В.В..




Лоза Л.П., заведующая ДОУ №32 Василеостровского района СПб

Оздоровление детей по данной программе проводится специалистами ДОУ под руководством специалистов СПб Медицинской академии последипломного образования с 1994 по 1999 годы. С 1995 года начата компьютерная оценка результатов эффективности программы. Анализ данных физического здоровья детей проводился по 47 показателям здоровья по основным блоками данных: — показатели отягощенности хроническими заболеваниями; — антропометрические данные; — комплекс физиологических тестов; — характеристика заболеваемости; — комплекс ортопедических тестов.

Результаты нормируются по пяти-бальной шкале: лучшие результаты из имеющихся в компьютерном банке данных принимаются за 5 баллов, худшие — за 2 балла. В компьютерном банке данных собраны результаты обследования 10 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет города Санкт-Петербурга, Кирова, Перми, Тихвина и Ленинградской области.

Результативность работы в 1995—1996 гг. 
В оздоровительной экологической программе были задействованы две группы: младшая и старшая оздоровительная. Сравнительный анализ физического здоровья детей за год показал снижение заболеваемости детей с 2 баллов до 3,1 баллов — в младшей, с 3,9 баллов до 4,5 баллов в старшей оздоровительных группах. В группах, где не проводилась данная оздоровительная программа, к весне резко снизился показатель индекса мощности (ухудшение работоспособности и мозгового кровотока у детей), нарастание гипоксии (уменьшение времени задержки дыхания), нарастание осложненных случаев ОРЗ (увеличение средней продолжительности ОРЗ, частоты бронхитов и его средней продолжительности) .

Результативность работы в 1996—1997 гг.
  1. Подключились все группы к оздоровительной экологической программе. В отличие от характерного для детей Санкт-Петербурга ухудшения показателей к весне—ни в одной из групп не было отмечено подобного ухудшения.
  2. Значительное улучшение наблюдалось у детей, начавших оздоровление в предыдущем году.
  3. Все показатели физического здоровья детей в среднем были выше, чем по СПб (по СПб — 3 балла, по ДОУ — 4 балла и выше).
Результаты работы в 1997—1998 гг.
  1. Впервые во всех группах пропала тенденция ухудшения к весне результатов комплекса физиологических тестов.
  2. Особенно надо отметить значительное улучшение индекса мощности и снижение осложненных случаев ОРЗ, средней продолжительности ОРЗ.
  3. Несмотря на то, что исходные данные здоровья детей осенью были ниже, чем в среднем по СПб (дети в ДОУ были подобраны ослабленные — 4 группы из 8 оздоровительные,) только по 2 группы младшая и младшая оздоровительная показали удовлетворительный результат (средний). Все остальные 6 групп средние результаты выше 4 баллов (по сравнению с общегородским уровнем).
  4. Подготовительная группа после трехлетнего оздоровления продемонстрировала лучшие результаты в городе (по доле заболеваний бронхитом 5 баллов, пробы, отражающие силу нервных процессов (проба Воячека) — 5 баллов, индекс мощности — 5 баллов). Выпускники 1998 года продемонстрировали лучшие результаты по СПб по соматической подготовленности системы адаптации и психомоторного обеспечения функций. Анкетирование учителей школ показало, что наши выпускники хорошо учатся, имеют высокий уровень управления произвольным вниманием и др.
  5. Родители положительно оценивают результативность системы оздоровительной работы (анализ ежегодного анкетирования родителей оценивается в 4,5 балла).
Результативность работы в 1998—1999 гг.
  1. Самые хорошие результаты продемонстрировали старшая оздоровительная и младшая оздоровительная группы. Эти группы на протяжении всех лет действия оздоровительной экологической программы являются лидерами ДОУ. Это еще раз подтверждает значимость квалификации специалистов в результативности программы (на этих группах все 5 лет работают одни и те же специалисты).
  2. И как противоположный пример недостаточной квалификации специалистов в области специальных гимнастических комплексов явились результаты подготовительной группы по тестам на физическую подготовленность детей. Эта единственная группа, показавшая ухудшение комплекса физиологических тестов. Но при этом профилактика заболеваемости проводилась в той группе на должной высоте, что подтвердилось прекрасными результатами по всем показателям заболеваемости — лучший результат в детском саду. Все это еще раз подтверждает необходимость ежегодного обучения всех специалистов детского учреждения по всем разделам оздоровительной программы.
  3. По интегральной оценке всех разделов оздоровительной программы общие показатели учреждения значительно улучшились: осень — общая оценка всех групп 3,6 баллов, весной — 4 балла — один из лучших результатов по оценке ДОУ СПб за 1998—1999 годы по компьютерной оценке результативности оздоровительной работы.
Итоги:
  1. Несмотря на большое количество ослабленных детей в ДОУ (15% детей по форме Д поликлиники №24 составляют наши дети), благодаря системе оздоровительных мероприятий, коллектив добился того, что показатели физического здоровья детей улучшились до уровня лучших результатов по городу. Используя компьютерный анализ оценки физического здоровья детей нам удается оперативно выявлять слабые звенья работы и немедленно вносить коррективы в деятельность всех специалистов ДОУ.
  2. За лучшую динамику показателей физического здоровья детей Городской врачебно-физ-культурный диспансер в 1997—1998 г. объявил благодарность коллективу ДОУ.
  3. Создан учебный видеофильм, отражающий все детали проведения оздоровления детей по оздоровительной экологической программе в нашем ДОУ. Фильм демонстрировался на совете региональных координаторов детских профилактических программ России 24 ноября 1999 года. Научным руководителям и создателям фильма поручено координировать работу по обобщению опыта региональных детских оздоровительных программ России для создания единых рекомендаций по оздоровлению детей в детских садах России в соответствии с требованиями Всемирной Организации Здравоохранения.
  4. Считаю целесообразным продолжать оздоровление детей по указанной системе, совершенствуя ее под научным руководством СПб Медицинской академии последипломного образования (научный руководитель Коваленко B.C.) с привлечением ведущих специалистов Института раннего вмешательства, Академии развития ребенка, кафедры валеологии, психологии, истории педагогики УПМ и др. Это безусловно помогает нам оказывать своевременную грамотную коррекцию физического здоровья детей, консультативную помощь родителям.

Заведующая ДОУ №32 Василеостровского района СПб, 
Лоза Л.П.


наверх
X
Закажите звонок наш менеджер свяжется с Вами
X

Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.