Домашние развивающие занятия для детей: секреты воспитания от Марии Куделиной

Домашние развивающие занятия для детей: секреты воспитания от Марии Куделиной

Все, кто лично знаком с Марией Куделиной и ее семьей, и хотя бы однажды был у нее дома, не устают удивляться и задавать множество вопросов. Как ей удается так организовать быт семьи, чтобы успевать уделять внимание каждому. Какие методики развития детей она использует и почему именно эти. Мы попросили Марию поделиться своим опытом развития детей раннего возраста и с удовольствием предоставляем вам возможность познакомиться с ее методиками.

Мария Куделина, многодетная мама, соавтор оздоровительной программы:

В этой статье я хочу рассказать о своем подходе к устройству дома и развивающим занятиям с детьми. Какие методики я взяла в основу, почему и как это выглядит на практике.

Готовиться к появлению деток я начала сильно заранее. Еще до того, как познакомилась с будущим мужем. Я принимала участие в подготовке оздоровительной программы для беременных. В это время я прочитала множество книг, познакомилась с разными методиками. Все они были очень интересными, разными, местами противоречивыми. Со временем я разобралась в них и решила, что они вовсе не такие уж разнообразные, а вполне вписываются в некую общую картину, отображая разные стороны жизни.

Разнообразие методик воспитания детей

Читая книгу Мишеля Одена «Научное познание любви», я так определила для себя, что при всем разнообразии конкретных методик воспитания детей, можно примерно выделить всего два их типа. Первый стиль воспитания возник у народов, живущих в условиях суровой и агрессивной среды обитания. Там нужно было вырастить воинов, сильных и беспощадных, готовых к выживанию и борьбе. У таких народов и роды проходили в суровых условиях, после родов ребенка разлучали с матерью, не сразу прикладывали к груди, ограничивали контакт матери с ребенка. В результате ребенок был приучен к непростым внешним условиям и сам вырастал весьма суровым. К родителям был не привязан. Выживали сильнейшие, о слабых и старых не заботились. Но в таких условиях это был единственный способ выжить. Ярким примером тому служат спартанцы.

Второй тип воспитания характерен у благополучных народов, не знавших воин. Главное в воспитании было умение любить и радоваться жизни. В родовой процесс никто не вмешивался, ребенок был постоянно с матерью. Грудное вскармливание без ограничений, ношение на руках или в слинге без ограничений. Ребенка ни к чему не принуждают, он просто следует за родителями и учится, наблюдая за ними и свободно изучая окружающий мир. В результате получается племя счастливых неравнодушных людей. Они хорошо чувствуют себя и окружающих, точно знают, чего хотят, и никого ни к чему не принуждают. Ярким примером является племя индейцев иекуана (книга «Как вырастить ребенка счастливым» Ж. Ледлоф).

И исходя из этих двух направлений сразу видно, куда ведет какая система. Например, неестественные роды, разлучение матери с новорожденным, кормление по часам, искусственное вскармливание, «не приучать ребенка к рукам», «дать ребенку наплакаться в своей кроватке», жесткий режим, приказная дисциплина, чувство долга - больше похожи на первый путь. А естественные роды, совместное пребывание после родов, чуткое реагирование на плач младенца, предоставление ребенку свободы, умение общаться с ребенком с взаимным пониманием, любовь и привязанность - это ближе ко второму типу.

Мой выбор

Для меня был ближе второй путь. Я хотела любить и понимать своего ребенка, хотела, чтобы мой ребенок любил жизнь, был чутким и понимающим, знал, чего хочет и мог этого достичь без ущерба для окружающих, умел строить с людьми близкие отношения. Хотела, чтобы материнство было мне в радость, без чрезмерного перенапряжения, чтобы у нас была большая счастливая семья. При этом мне хотелось, чтобы мой ребенок был здоровым и развитым. Поэтому методики развивающих занятий для детей я подбирала исходя из своих запросов.

У Сирзов я взяла ношение ребенка на руках и в слинге, организацию грудного вскармливания и естественное введение прикорма, совместный сон, реагирование на плач ребенка. У Марии Монтессори взяла принцип саморазвития ребенка (то есть, что если предоставить ребенку полноценную развивающую среду с примером для подражания, он будет сам себя развивать и обучать с превеликим усердием и сосредоточенностью) и организацию развивающей среды. У Никитиных взяла методы естественного закаливания (ходить по дому босиком максимально раздетым деткам), идею спортивного комплекса, гениальные игры и принцип среды опережающего развития (когда ребенок видит вокруг себя более взрослые вещи, запечатлевает их и, когда дорастает, начинает сам использовать). Устройство домашнего спортивного уголка доработала по книге С.Реутского «Спортивные комплексы, растущие вместе с детьми». У Глена Домана взяла принцип систематизации при подаче ребенку энциклопедических знаний. Но мне было проще использовать книгу Лены Даниловой «Обучение с пеленок». Вместо того, чтобы показывать карточки по определенной системе несколько раз в день, я использовала тематические альбомы, которые ребенок сам приносил мне читать, когда хотел.

Из книги Юлии Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком так» я взяла принцип «зоны ближайшего развития». (Имеется в виду то, что если мы хотим научить чему-то ребенка, мы сначала должны делать это вместе с ним, тогда в дальнейшем он будет легко делать это и самостоятельно. То есть, развивая в ребенке самостоятельность, важно не перегнуть палку. Сначала все делать вместе).  А из книги «Очарование женственности» Хелен Анделин я вынесла мысль, что в семье ребенок не должен занять место мужа. Весь мир не должен крутиться вокруг него и родители не должны быть лишены радости общения.

На первый взгляд, какой-то винегрет получается. Так много авторов и методик раннего развития детей! Но по сути, как мне кажется, многие авторы пишут об одном и том же, просто немного по-разному, уделяя внимания различным сторонам жизни и аспектам развития ребенка. Главная идея для меня - доверие к матери и ребенку. В природе мудро все устроено. Мать и ребенок смогут сами на основе полученных знаний выстроить свою систему жизни и воспитания. Маме нужно больше прислушиваться к себе и к ребенку, и все у них получится наилучшим образом.

От теории к практике

Альбомы с карточками по Г.ДомануКогда я забеременела, я уже точно знала в каком направлении мне двигаться. Я углубилась в подробное изучение методик развития детей раннего возраста, покупала и мастерила развивающие игрушки и пособия, готовила развивающую среду. И когда родился мой старший сын, я начала все это к нему применять. Что касается грудного вскармливания, слингоношения, совместного сна, это оказалось абсолютно «мое» и мне было легко применять все это в своей жизни. Я высыпалась, научилась чувствовать и понимать ребенка, привязалась к нему, он не ограничивал мою жизнь. Я могла с ним спокойно везде ездить, общаться с кем хочу и делать, что хочу. Что касается развивающих занятий для детей, я привела их к некому общему знаменателю. Подкорректировала их под себя.

Например, карточки по Глену Доману у меня не прижились. Ребенок на них смотрел с удовольствием, но меня выматывала чрезмерная активность, которая от меня для этого требовалась. Мне было тяжело поддерживать регулярность развивающих занятий и вкладывать много эмоциональных сил, чтобы заинтересовать ребенка, чтобы он обратил на меня внимание и посмотрел на эти карточки. Нам больше подошли альбомчики с тематическими картинками из книги Лены Даниловой. Мне их сын с года сам приносил и просил почитать ему. Это уже не отнимало у меня столько сил. Не нужно было самой подловить удачный момент и заинтересовать ребенка, и вообще «не забыть позаниматься с карточками». Сам ребенок с полной заинтересованностью напоминал мне об этом. И результат сразу был ощутимый. Он быстро запоминал и начинал что-то повторять.

Тут сработал принцип Марии Монтессори «сенситивных периодов». Это период, во время которого ребенок может хорошо освоить какой-то навык. В этот период он хочет тренировать этот навык и сам активно стремиться к тому, что ему в этом помогает. С этого момента я поняла, что не буду бегать за ребенком с каким-то полезным занятием, если оно ему не интересно. Значит в это время он просто еще не готов к нему.

Что в итоге?

Теперь я просто периодически предлагаю ребенку развивающие занятия и смотрю на результат. И стараюсь больше наблюдать за ребенком, чтобы вовремя выявить сенситивный период. И тогда уже он сам бегает за мной с просьбами позаниматься с ним эти. В этом мне, кстати, помогает среда опережающего развития, которую я создала у себя дома. Да и карточки Гл. Домана мне пригодились позже, когда старший сын пошел на подготовку к школе, и там задавали к занятию выучить предметы на какую-то тему (фрукты, одежду, мебель и т.д.).

Главными моими принципами стали следующие:

  • тратить свои силы эффективно,

  • обучать ребенка тому, к чему он сейчас готов и может освоить,

  • не лишать его радости познания

  • и создать такую среду, в которой ребенок сам может найти то, что ему нужно.

А также беречь свои силы и наши отношения с мужем. И это нужно не только мне, но приносит пользу ребенку и всей семье.

Учитесь, наблюдайте и все у вас получится! Любви вам и взаимопонимания!

Список литературы, которая меня вдохновляла:

Помогла статья? Поделись с другими:
####

Если Вы хотите цитировать какой-либо фрагмент материалов, получите, пожалуйста, разрешение авторов и обязательно укажите источник.

Данная статья, ее содержание и описываемые в ней методики, являются разработками авторского коллектива "Оздоровительной Программы" и защищены законом об авторском праве."

наверх
X
Закажите звонок наш менеджер свяжется с Вами
X

Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.