Смотрим мультфильмы вместе с ребенком

Смотрим мультфильмы вместе с ребенком

Детям нравятся мультфильмы. А вам? Полезные или вредные мультфильмы смотрит ребенок и что остается у него в голове после просмотра? Оказывается, просмотр мультфильмов можно превратить в развивающее занятие, которое научит ребенка отличать не только оттенки цветов, но и оттенки человеческих чувств. Потратьте немного времени, чтобы выбрать мультфильм и получите замечательный инструмент для передачи ребенку духовных ценностей вашей семьи.


Смотрим мультфильмы вместе с ребенком

Отношения с мультфильмами у мам и пап встречаются разнообразные и часто противоречивые. С одной стороны, очень удобно включить малышу мультик, и хоть немного заняться своими делами и в спокойной обстановке попить чаю.  С другой стороны, есть ощущение, что оставлять этот вопрос без контроля опасно. Часто с экранов телевизора прямиком в детскую душу льется такое, чего ни один родитель не пожелал бы своему ребенку. Есть родители, которые включают развивающие мультики  -  ребенок знакомится с буквами и цифрами, вроде, и польза получается. Есть родители, которые выкидывают из дома телевизор и не подпускают ребенка к монитору компьютера.  Как найти золотую середину в этом вопросе?

Немного о детской психологии и восприятии

Детское восприятие мира отличается от взрослого. Вот несколько фактов, которые помогут вам понять, как выбрать мультфильм для ребенка.

  • Дети не видят разницы между вымышленным нарисованным миром и реальностью. Если в мультике один герой бьет другого по голове, и все при этом радостно хохочут, малышу сложно понять, почему ему нельзя делать то же самое с братиком или сестричкой.

  • Детей завораживает яркая мелькающая картинка. И производители современных развивающих мультфильмов прекрасно об этом осведомлены. Дети залипают перед экранами как загипнотизированные, но это совсем не означает, что их интеллект и познавательные способности в этот момент развиваются. Скорее наоборот.

Есть исследования, которые показывают взаимосвязь между количеством проведенного времени перед телевизором в детстве и успехами во взрослом возрасте. Количество часов просмотра обратно пропорционально карьерному росту. То есть чем больше телевизора в детстве, тем хуже карьера в дальнейшей жизни. Почитать об этом можно в книге «Застывший взгляд» Р.Пацлафа.

  • Дети любят повторения. Они готовы смотреть один и тот же мультик бесконечно. Это нормальное и даже полезное качество детской психики. Невролог-педагог Мария Монтессори объясняла потребность ребенка в повторных действиях его уникальной способностью интуитивно чувствовать свои слабости и находить средства для их коррекции. Если не мешать этому процессу, то можно поддержать  врожденную одаренность ребенка и самостоятельность принятия решений. Только материал для повторений нужно дать качественный: подобрать много мультфильмов с высокой художественной, культурной, эмоциональной ценностью. Тогда ребенок сможет выбрать и вобрать в себя нужное и лучшее.

Как выбрать мультфильм для ребенка

Итак, понятно, что просто включить детский канал и уйти на кухню – худшая стратегия. Правильные и полезные мультфильмы для ребенка надо отбирать, не полагаясь на вкусы телепродюссеров и большинства телезрителей. В интернете можно найти списки полезных  и вредных мультфильмов, даже целые сайты, посвященные этому вопросу. Однако разброс мнений велик, картина мировосприятия и вкусы создателей таких списков неизвестны.

Вы можете сами создать собственный «золотой фонд» мультфильмов, соответствующих ценностям именно вашей семьи, потратив на это немного времени. Вспоминайте мультики из вашего детства, интересуйтесь новинками, учитывайте вкус вашего ребенка, составляйте списки. Разрешайте детям самим выбирать себе мультфильмы для просмотра из тех, что уже отобраны вами как безопасные и достойные. Не вмешивайтесь больше в этот выбор, даже если ребенок уже в 50й раз смотрит один и тот же мультфильм. Раз смотрит, значит, находит там для себя что-то нужное, что требует повторного проживания и осмысления. А вы уже контролируете лишь время просмотра.

Чтобы мультфильмы в вашей семье приносили радость, пользу и здоровье, неравнодушному взрослому придется смотреть каждый мультфильм минимум 2 раза. Первый раз, чтобы оценить его и понять, насколько он соответствует ценностям семьи, насколько он полезен ребенку в данный момент времени. Второй раз вместе с ребенком, с нужными комментариями и подчеркиваниями. После этого, мультфильм уже можно включать по просьбе ребенка в отведенное для этого время столько раз, сколько захочет ребенок.

Выбрать правильный мультфильм и проранжировать его по шкале ценностей вашей семьи вам поможет «Эмоциональная карта события», разработанная питерским психологом, кандидатом психологических наук О.А. Ореховой. Эту карту и пример анализа мультфильма «Аленький цветочек» можно скачать в приложении.

Кроме «Аленького цветочка» мы проанализировали по «Эмоциональной карте события» еще несколько мультфильмов и фильмов и рекомендуем для совместного семейного просмотра:

Серия «Доброе слово»

  • Цветик-семицветик

  • Обида

  • Чебурашка и Крокодил Гена

  • Паровозик из Ромашково

  • Томас и его друзья

  • Истории папы Кролика

  • Фиксики 

  • Сказки дядюшки Бобра

  • Винни-Пух

Фильмы:

  • На острове Сальткрока

  • Маленький лорд Фаунтлерой

Как превратить просмотр мультфильма в развивающее занятие

Совместный просмотр хороших заранее отобранных мультфильмов можно – замечательное семейное занятие, которое решает сразу несколько задач. Вы общаетесь с ребенком, становитесь ближе друг другу. Вы учите ребенка думать и анализировать, развиваете мышление и речь, вы передаете ему ценности, нравственную основу и культурный багаж семьи.

Но и это еще не все. Вы можете развивать эмоциональный интеллект ребенка, научить его правильно считывать эмоции, скорректировать эмоциональные нарушения, если они есть. Во время просмотра поясняйте ребенку чувства и эмоции героев, объясняйте, почему они их испытывают, как они их выражают.

Вот несколько примеров вопросов и комментариев взрослого во время просмотра с ребенком мультфильма «Аленький цветочек», которые помогают обратить внимание на эмоции героев, идеи и ценности мультфильма.

  • Эпизод, когда  Настенька вернулась домой (первый раз одна, второй раз с женихом).

Взрослый: посмотри, как они счастливы! Видишь, как сияют лица? Они радуются, обнимают друг друга, они испытывают счастье от встречи.

  • Эпизоды, когда отец сообщает, что должен вернуться к Чудищу, когда он горюет, что Настенька вместо него перенеслась к Чудищу и когда Чудище горюет по Настеньке, плачет и умирает.

Взрослый: они испытывают горе, посмотри. Что они делают? Как выражают свое горе?

  • Эпизод, когда Настенька хочет справедливости: «Сама попросила Аленький цветочек, мне и отвечать».

Взрослый: Посмотри, Настеньке важна справедливость. Она считает, что это она виновата в том, что случилось, и она должна отправиться к чудищу. А как ты думаешь, это справедливо?

  • Эпизод, когда отец дает сестрам наказ жить дружно и мирно.

Взрослый: Папа говорит дочкам, чтобы они жили дружно. А что значит жить дружно? Почему дружба - это хорошо? 

  • Эпизод, когда сестры ссорятся.

Взрослый: смотри, они ссорятся. Что они делают? Ссора - это хорошо?

  • Эпизоды, когда к Настеньке льнет котик и звери, она жалеет папу, сестер, Чудище

Взрослый: Настенька очень добрая, она ласкает зверей, жалеет всех. Посмотри, как она выражает свою доброту: она спокойная, улыбается, обнимает всех.

  • Эпизод, когда сестры из зависти сестры  обманывают Настеньку, чтобы та опоздала к Чудищу.

Взрослый: они злятся, они разозлились и хотят сделать Настеньке плохо. Злиться вообще-то можно, но другим делать зло нельзя.

Такие ненавязчивые комментарии во время просмотра и после него дают ребенку богатую пищу для размышлений, осмысления жизни. У него самого возникают новые мысли и вопросы, которыми он поделится с вами. Только не превращайте просмотр мультика в экзамен, не требуйте немедленных ответов. Достаточно заронить зерно или сказать, что вы думаете по этому поводу. Дошкольный возраст – прекрасная пора, когда ребенку важно, что вы думаете, и он готов разделить ваше мнение по любым вопросам.

Ольга Орехова разработала целую методику по выявлению эмоциональных нарушений у детей. Эта методика успешно применяется в детских садах, участвующих в программе «К здоровой семье через детский сад». Ознакомиться в этой методикой и узнать, как проводится тест «Домики» можно в специальном документальном фильме.

Вы также можете скачать сделанную на основе этого теста «Эмоциональную карту событий» по мультфильму «Аленький цветочек»

Разговор по душам с мамой или папой во время просмотра любимого мультфильма будет не менее эффективным (а может и более), чем работа с психологом. Ведь родитель – самый значимый человек для ребенка в дошкольном возрасте. Он знает своего малыша лучше всех и безусловно его любит. Поэтому он лучше всех сумеет рассказать ребенку о чувствах и эмоциях.

Мультфильмы – целый волшебный мир, яркий и сказочный, дети их просто обожают. Подарите ребенку лучшие из них, будьте с ним рядом,  разделите радость и научите хорошему.

Приятного просмотра!

Помогла статья? Поделись с другими:
####

Если Вы хотите цитировать какой-либо фрагмент материалов, получите, пожалуйста, разрешение авторов и обязательно укажите источник.

Данная статья, ее содержание и описываемые в ней методики, являются разработками авторского коллектива "Оздоровительной Программы" и защищены законом об авторском праве."

Похожие статьи
наверх
X
Закажите звонок наш менеджер свяжется с Вами
X

Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.