Пестование младенцев

Пестование младенцев

Беременные мамочки, взволнованные подготовкой к предстоящим родам, часто забывают, что после родов их ждет совершенно новая жизнь – жизнь с маленьким ребенком. И если роды, при всей их важности и значимости, все же длятся чаще всего не больше суток (18-20 часов в среднем), то после родов, как после свадьбы, начинается новый этап в жизни семьи. И чтобы как в сказке «все жили долго и счастливо», к этому этапу тоже стоит заранее подготовиться.

Что приготовить дома для новорожденного, как делать малышу материнский массаж, как его купать, одевать, правильно брать на руки, носить на руках и в слинге – темы других разделов нашего сайта. В этой статье речь пойдет о более глобальных вещах – о воспитании, общении взрослых с новорожденным младенцем, о народных традициях воспитания и о пестовании.


Воспитание с колыбели

Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Это утверждают современные ученые – психологи, педагоги. И даже наши предки успешно использовали принцип «раннего воспитания». Народная традиция придает большое значение общению взрослого с ребенком, начиная уже с первых дней жизни. Такой принцип воспитания обобщен в народной мудрой пословице: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле».

Поэтому огромную помощь в социализации ребенка, воспитании и раннем развитии может оказать аутентичный, подлинный фольклор, значение которого уже оценили ученые, педагоги, психологи и медики, знакомые с этнопедагогикой.

Напевное народное слово сопровождает все важнейшие события в жизни младенца. Каждый его день и час. Оно звучит в момент засыпания и пробуждения, питания, игры, оно утешает, успокаивает, ласкает малыша. Воспитывает его чувства, пробуждает мысль, помогает развивать физические и духовные способности.

Когда-то основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Традиционное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного) опыта от старших к младшим. Это позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в обществе и полноценно реализовать свои силы. В силу ряда исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана, но, благодаря исследователям фольклора, богатства народной педагогики (этнопедагогики) частично возвращаются в современную культуру.

«Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. Тексты колыбельных рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, исчерпывающую, образную, адекватную, которую ребенок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь. Традиционная культура дает нам пример первой в жизни младенца образовательной методики. Материнский фольклор — колыбельные песни, пестушки, потешки часто сопровождались телесными играми» (Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых).

«Умел дитя родить – умей и научить», - гласит народная пословица. В период младенчества и раннего детства закладываются основы характера. Формируется мышление, и отношение к жизни. Именно оно впоследствии нередко помогает человеку выжить, сохранить себя как личность.

Пестовать – значит воспитывать

Приемы ухода за младенцем, материнского массажа, забавы в культурах разных народов довольно схожи. Индивидуальную, национальную окраску народной традиции воспитания детей придает напевное слово. Действие, сопровождаемой словом, несет в себе громадную пробуждающую, преображающую силу. Эта сила поставит беспомощного пока «грудничка» на ноги, пробудит его ум душу, породит в теле желание двигаться гармонично и красиво.

Пестушками называются рифмованные присловья и припевки, сопровождающие гимнастику и массаж. Слово «пестушки» происходит от глагола «пестовать», т.е. смотреть за ребенком, кормить его и развлекать. Но прежде всего это значит – воспитывать, развивать ребенка духовно и физически.

Даже простейший массаж сопровождается яркой, образной приговоркой – пестушкой. Да и само слово – напевное. В напеве – эмоциональный и смысловой ключ к детской песенке. В момент укачивания ребенка именно напев колыбельной, особый тембр голоса и время от времени прерывающие пение мерные покачивания голосом: а-а-а! – являются сигналом ко сну.

Мотив пестушки, напеваемой во время массажа, пробуждает в душе и теле малыша импульс к действию, а плясовая мелодия потешки зовет его к самовыражению в пляске.

«Чудесный дар – народное слово, распетое, окрашенное интонацией. Вместе с игрой оно учит и лечит, влечет к игре ума и безудержному «выплясыванию» силы. Оно дает малышу возможность ощутить себя летящей птицей или всадником, несущимся напролом (пока, правда, на отцовских коленях, а не на коне). Народное слово учит ребенка быть настоящим хозяином родного языка, собственных мыслей и поступков.» (Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей. Народные традиции воспитания детей: Методическое пособие/ Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н. -Ч. 1.- СПб: СПбАППО, 2007.- 108 с.)

Мы – больше, чем Я

Человеку нужно ощущать себя неотъемлемой и необходимой частью сильного «мы». В русской народной традиции это «мы» - прежде всего семья. Для младенца семья – весь его мир. Как часто мы видим, что, играя, дитя прибегает прижаться к матери или отцу, чтобы пополнить свою уверенность в самом себе, удостовериться в родительской помощи и поддержке.

Замечательно, если в семье, где растет маленький, есть бабушки и дедушки, а то и прабабушки и прадедушки. Тогда это семейное «мы» приобретает для него временную глубину. Тонкое чувство родства переживает малыш по отношению к братьям и сестрам: семейный мир раздвигается еще и в ширину. А в центре – сам малыш - тоже важная, необходимая ступенька этой стройной иерархии. Это постоянно подчеркивается в тех, с виду незатейливых песенках и приговорках, что с самого рождения младенца постоянно звучат в устах его родителей и воспитателей.

Вот мама или бабушка разминает, перебирает пальчики ребенка:

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама, 

Этот пальчик - деда,

Этот пальчик – баба,

А этот – малышка,

Зовут его … Андрюшка!

Как хорошо: пальчики – свои, родные, на своей руке. Ближе некуда. И родные – тоже свои. Каждый на своем месте. И замыкает этот ряд хозяин пальчиков – «малышка».

Так слово, соединяясь приятным движением, ласковым голосом матери, ставит младенца как бы посреди родной семьи: он не один, он – часть дружного, благожелательного «мы».

Важно и то, что ребенок и мама общаются глаза в глаза. Когда во время массажа малыш видит ее губы, то запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме—гулит, подражает ее мимике и пытается подпевать. В это время закладывается основа хорошей будущей речи. Так рождается самое главное — взаимопонимание мамы и ребенка.

Игры и потешки для малышей

Порадуйте малыша напевным словомРазличные физические упражнения, которые мы делаем с малышами, с помощью напевного слова и ярких образов, передаваемых через ощущения, превращаются в захватывающе интересную игру, интересную не только самому ребенку, но и взрослому, который с ним занимается.

Если вы уже упустили грудной возраст, не огорчайтесь. Старшие дети до 6-7 лет будут заниматься с вами с не меньшим удовольствием.

Для новорожденного же большое значение имеет «узнавание», знакомство с различными частями его лица и тела. Для этого существует целый ряд специальных игр, когда взрослый с рифмованной приговоркой дотрагивается до волос, лба, щек, носа, подбородка малыша.



Густой лес,
Чисто поле,
Две тополи,
Два окна,
Две подушки,
Римбимбуля,
Лепетуля,
Точка!
Другой вариант-
тут лес,
Тут поляна,
Тут бугор,
Тут яма,
Тут грудь,
Тут живот,
Тут сердце живет!

Игры с ручками и пальчиками

Значительное место в народной педагогике занимают всевозможные игры с ручками и пальчиками, начиная от приговорок и припевок, сопровождающих простые хлопки в ладоши, до сложных игр на координацию пальцев и рук. Это и известная многим «Сорока-ворона», и «Ладушки» и другие.

Например, «Вьюшки».

Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью! (вращаем кулачки)

Колотушки колочу, (кулачками хлопаем об колени)

Приколачиваем, (хлопаем в ладоши, можно кулачками друг об друга)

Заколачиваю! (топаем ножками по очереди)

Колыбельные песни

Колыбельные песни – одна из вершин национальной поэзии. Примитивность, «устарелость» этих текстов - кажущаяся. Даже не вполне понятные многим современным мамам «страшные» колыбельные песни, например: «... не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...», — имеют глубокий изначальный смысл. Пока ребенок маленький, колыбель, комната, родной дом — это место, где он находится в безопасности под опекой любящих его взрослых. Огромный внешний мир таит не только множество удивительных открытий, но и неведомые опасности, и отправляться туда малышу до поры до времени одному нельзя.

Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений. В этих колыбельных дом-защита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край». Всему свое время, со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство «края», зародившееся еще во младенчестве, хранит человека, позволяет здраво оценивать свои возможности в различных жизненных ситуациях.

Жизнь – хороша, жить – хорошо!

Постоянное присутствие матери, ее нежная забота и внимание, многообразие эмоционального, телесного и словесного общения с ней очень важны для всей будущей жизни ребенка. Они помогают маленькому человеку утвердиться в своей значимости, желанности, сформировать так называемое «базовое доверие к миру» — интуитивную уверенность в том, что жить хорошо, а если будет плохо, то его не бросят, ему помогут. Это основа жизненного оптимизма взрослого человека, его желания жить на свете вопреки всем невзгодам.

Рожденная в недрах теплой семейной жизни народная культура материнства и детства может и должна быть освоена современными людьми. Для этого взрослым нужно только захотеть научиться петь колыбельные и рассказывать сказки. Для ребенка неважно, есть ли у мамы музыкальное или филологическое образование, главное – чтобы напевное слово шло из самого сердца, наполненное теплом, любовью и заботой.

Зачем эти древности современным детям?

Аутентичный фольклор, т. е. истинные образцы народной музыки, слова, танца, оказывает гармонизирующее влияние на центральную нервную систему ребенка за счет максимальной приближенности к гармоничным ритмам «золотого сечения». К этому ритму также относится биение сердца, физиологические звуки внутренних органов матери, которые, как известно, успокаивают плачущих младенцев. Уникальный телесно-психологический контакт матери и ребенка, возникающий при пестовании младенцев в этом «золотом ритме», не просто полезен, а жизненно необходим каждому современному младенцу. Ведь только 1% современных новорожденных рождаются без повреждения нервной системы.

Развивающий уход – современный вариант пестования

Конечно, массаж и движения, которые использовали наши предки для пестования своих здоровых младенцев, недостаточны для реабилитации нервной и опорно-двигательной системы современных детей. Новые диагнозы: энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, внутричерепная гипертензия, дисплазия тазобедренных суставов — теперь знакомы каждой матери и требуют новых эффективных методов реабилитации детей.

Петербургские ученые соединили достижения Филадельфийского Института мозга, Европейской Школы остеопатии и отечественный опыт петербургской школы детского массажа, гомеопатии, уникальный архив петербургских этнографов из коллектива «Домострой». Так родилась новая методика современного материнского массажа с пестушками, потешками и вестибулярной гимнастикойразвивающий уход за младенцем.

Для того, чтобы будущим мамам было проще и приятнее запомнить все приемы массажа и выучить песенки-потешки, авторы программы разработали методику «Развивающего массажа для беременных». Вы можете посмотреть обучающее видео прямо на нашем сайте.

Начните знакомство с этими методиками как можно раньше, ведь перед родами у вас будет очень мало времени на обучение, а после рождения малыша уже нужно начинать применять приемы развивающего ухода.

Помогла статья? Поделись с другими:
####

Если Вы хотите цитировать какой-либо фрагмент материалов, получите, пожалуйста, разрешение авторов и обязательно укажите источник.

Данная статья, ее содержание и описываемые в ней методики, являются разработками авторского коллектива "Оздоровительной Программы" и защищены законом об авторском праве."

Похожие статьи
наверх
X
Закажите звонок наш менеджер свяжется с Вами
X

Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.